Власть и общество. Конфликт интересов.

Одной из важнейшей задач развития прогресса государства, демократического развития Российской Федерации является сохранение материальной культуры нации. Приоритетом «Единой России», в рамках партийного проекта «Историческая память» может стать кураторство над изменением законодательства о культуре и об объектах культурного наследия в социально направленную сторону – к сохранению исторической памяти нашего общества.

Для общества, в настоящее время, актуальной темой в сфере материальной культуры является сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

Для государства (точнее - органов государственной власти), приоритетом в этой сфере является охрана объектов культурного наследия.

Проблемы сохранности памятников широко обсуждаются на всех уровнях исполнительной и законодательной власти - они не новы. Содержание памятников – тяжелое финансовое обременение для государства, тем более что памятники являются народным достоянием. Органы исполнительной власти в облегчение такого обременения видят в приватизации памятников, как имущественных объектов. Однако это не социальное решение проблемы, особенно с точки зрения сохранности материальной культуры общества.

Во многих регионах Российской Федерации общественные инициативы в защиту памятников истории и культуры в основном направлены против решений местных органов исполнительных власти. Налицо явный конфликт интересов между властью и обществом.

Конфликт, прежде всего, основан в различие понятий "охрана" и "сохранение", в функциональных регламентах обеспечения этих понятий. Регламент «охраны» - Административный, регламент «сохранения» - Социальный и Технический. Между этими регламентами – Закон (законодательная "база") - "центр тяжести аргументов", заложенных в Регламенты. Закон - форма общественно-государственного Устава. При отсутствии в Законе социальных и технических требований (или ссылок на соответствующие Регламенты) происходит "дисбаланс" – смещение общественно-государственного базового показателя. Справедливость законотворческой деятельности (законодательной базы) всецело зависит от сбалансированности этих регламентов. Все проблемы лежат в аргументированности, т.е. в грамотности (профессионализме) авторов, разрабатывающих проекты Регламентов. Без помощи профессиональной общественности – сознательных представителей общества, проблему не решить. К сожалению, при фактическом отсутствии Социальных и Технических регламентов (подзаконных актов) в современном законодательстве РФ, административные аргументы (ресурсы) перевешивают общественно-социальные. Насущной потребностью становится «Общее Правило» для общества и власти – правоустанавливающий Закон, который решает эволюционную судьбу, определяет процесс совершенствования жизни граждан России.

Центры тяжести – "безмен" для аргументов (по аналогии с весами правосудия):

Регулируемый базис: Законодательство РФ в сфере сохранения материальной культуры (ФЗ «Законодательство о культуре», «О музейном фонде РФ», «Об объектах культурного наследия»).

Примечание. Действующие Федеральные Законы, регулирующие эту сферу, к сожалению, ориентированы больше на государственную охрану (как таковую) уже зарегистрированных объектов и предметов культурного наследия. Трактовки Законов не обеспечивают потребности общества в материализации исторической памяти – выявлению и сохранению объектов культурного наследия. Особенно остро это относится к объектам археологического наследия и памятникам деревянного зодчества.

Субъект регулирования: Объекты и предметы культурного наследия (памятники истории и культуры) – общественное достояние, Наследие - «материализованная память нации».

Способы регулирования:

- Общественный регламент – общественное самосознание (культура общества), целевым образом выраженное общественное мнение (совокупность мнений).

- Законодательный регламент (подзаконный акт) – Технический регламент (см. ФЗ «О техническом регулировании»);

- Административный регламент – утверждаемое Правительством РФ Положение.

- Политический регламент – избирательность общественного выбора.

Сохранить «баланс» между Административным и Техническим регламентами может только законодательная «база»!

В России, в период политических "катаклизмов" и в угоду политическим требованиям, "аргументы" на чаше весов исторического правосудия либо перераспределись (социально переориентировались), либо грубо перемещался их центр, т.е. переориентировалась историческая (духовная) память народа. Во всемирной истории, всегда в периоды государственных преобразований, социальных преобразований, центр исторической материальности перемещался, но не так радикально, как в России.

Задача законодателя и гражданина - найти «баланс» интересов между обществом и властью. Базовым показателем общественного интереса является его уровень самосознания (духовности), основанный на общественной "исторической памяти" с прогрессивным накоплением знаний. Профессиональные представители общества (техническая интеллигенция) – аргументированные представители по видам деятельности общества – должны являться разработчиками (авторами) Проектов Технических регламентов или, как минимум, экспертным институтом по технической целесообразности реализации соответствующих проектов.

Духовность и материальность.

Духовность и материальность в исторической памяти – взаимозависимые понятия.

Культуру принято подразделять на материальную и духовную:

Материальная культура - это предметный мир культуры, включающий в себя всё, что произведено человеком в историческом процессе материального производства.

Любой предмет (объект) материальной культуры воспринимается в общественном самосознании соответственно уровню его духовной культуры.

Духовная культура - это осознание человеком достижений науки, произведений искусства, литературы; его самосознание, мировоззрение - понимание религии, философии, комплекса общественно-социальных норм и ценностей.

Духовная культура нуждается в материальном посреднике - информационном носителе - предмете (объекте) материальной культуры.

Материализация исторического восприятия (исторической памяти)

Историческая память формируется в такой последовательности:

Нематериальная и Материальная культуры - Культурное (духовное) наследие - Объекты (предметы) культурного наследия.

Состояние материальной культуры зависит от общего уровня культуры общества, его самосознания (духовности) на основе преемственного исторического восприятия – исторической памяти.

Формирование исторической памяти общества, с точки зрения понимания процессов материализации, начинается от осознания исторических процессов развития этого общества, от уровня его исторической культуры. Предметы (объекты) материальной культуры, имеющие статус культурного наследия, являются материализованными информационными носителями формирования исторической памяти. Материализованный предмет, признанный исторической памятью общества, т.е. субъект общественного наследия, должен регистрироваться как объект культурного наследия (памятник истории и культуры) и становиться субъектом права. Субъект права должен быть защищен публичным (общественным) сервитутом с зарегистрированными государственными обременениями.

Выявление объекта (предмета) культурного наследия (одна из процедур формирования исторической памяти общества), определение его статуса и материальной ценности всецело зависят от уровня состояния культуры (духовности) самого общества и государства, в конечном счете, благодаря общественной памяти, общественному самосознанию.

Понимание социальных процессов, востребованных обществом, понимание потребности людей в повышении культурного (духовного) самосознания – главная миссия современного просвещенного гражданина.

 

Мамонтов И.Ф.

Исполнительный секретарь Совета по культурному и духовному наследию

при Институте образования взрослых Петровской академии наук и искусств