2010 год

Доклад директора Института социальных технологий Юнацкевича Петра Ивановича, доктора педагогических наук.

В 2010 году завершен переход от теоретических исследований в области образования взрослых к практическим работам по формированию качеств субъекта деятельности у граждан.   На базе Института  образования взрослых Петровской академии наук  и искусств создан Институт социальных технологий.

Изучен рынок образования взрослых и приняты решения о завершении финансирования фундаментальных исследований в области образования взрослых. В 2010 году введен и принцип конкурсности финансирования, который вскрыл низкое качество предложений по предлагаемым темам исследовательских работ.

В ходе мониторинга научных работ по образованию взрослых в 2010 году выявлен разрыв содержания данных работ и вызовов и угроз безопасности. По сути - это повторение идей 70-80-х годов прошлого века, заимствованные из западных источников.

Вместе с тем востребованными остаются практические разработки в области образования взрослых, связанные в большей степени с социальными технологиями или так называемой социальной инженерией.

Предметом социальных технологий выступает сборка, разборка и коррекция социальных субъектов (граждан, организаций, государств).  Социальные машины (основные социальные субъекты: семья, организованная группа, государство) работают со сбоями и нарушениями (развал, конкфликты, столкновения летального и нелетального характера). Сбои и нарушения в этих социальных машинах, которыми руководят взрослые, функциональны. Они заложены по сути.

Нами установлено, что дисфункция социальной машины не есть предвестник ее гибели.  Социальная машина питается противоречием, ею же созданным.  Тревожность взрослых, порождаемая некоторыми социальными машинами, является питательной средой для этих социальных субъектов.

Чем лучше разлад социальных субъектов, тем лучше работают социальные машины, которые "питаются" этим разладом. Отсюда креативность социальных дисфункций.

Условно говоря, если "собака лает - она не кусает", т.е. о подлинной катастрофе никто не знает и не говорит. А если активно говорят о возможных катастрофах, то лишь потому, чтобы создавать себе "питательную среду" и невротизировать взрослых, которые будут эту среду поддерживать.

"Знающий не говорит, а говорящий не знает".

Получется, что практика образования взрослых тесно связана с вопросом выживания и обеспечения добычи средств к существованию. Деньги для взрослого превратились в символическую пищу.  Он каждый день своего существования посвящает поиску этой пищи и делится ею только с теми, кто ему нужен. Однако зачастую, он приходит к выводу, что добытую пищу, т.е. деньги, нужно тратить по принципу "никому  и ничего".  Поведение по этой утилитарной логике создает социальные дисфункции и питает ими социальные машины.

"Сглаживание" социальных дисфункций осуществляется благодаря генерации социальных мифов, которые компенсируют социальное напряжение взрослых и переводят его в соматическую плоскость (заболеваемость, ранняя смертность, вымирание) или социальные конфликты ("битвы за материю и  пищу").

Например:

Миф об ответственности первого лица при полной его практической безответственности, чтобы ни случилось (пожары, войны, катастрофы, бедность, лишение или ограничение прав и свобод)

Миф о тождественности власти и личности (один руководитель всех умней, у него "особенный мозг", он "сверхчеловек" и т.п.). При этом нравственные качества  руководителя на порядок ниже качеств обычного гражданина, который как раз по этой причине и не может удержаться во властной иерархии.

Миф о том, что элита умнее большинства при равенстве всех ее физиологических и психических качеств, состояний, образований и свойств.

Миф о демократии, поддерживаемый атрибутами ее видимости  (симулякры выборов и делегирования властных полномочий граждан представительской власти).

Миф о том, что сегодня хуже чем вчера, при том, что несправедливость и всевласть денег была всегда.

Миф о том, что люди знают, куда идти. При этом никто ничего не знает, но занят невротизацией других социальных субъектов и добычей (законным изъятием) у них материальных средств.

 

Таким образом, можно сделать вывод, что образование для взрослых - это способ получить и усовершенствовать инструменты выживания:

поиска и добычи денег ("пищи");

размножения и воспитания потомства;

доминирования над другими социальными субъектами.

 

Те образовательные структуры, которые в своих программах отражают компетенции выживания и дают инструментарий, обеспечивающий материальный результат - имеют будущее на  рынке образовательных услуг.

Информационное засорение образовательных программ сводит их к имитации процесса обучения и воспитания, и не дает взрослому человеку шансов сделать рывок в социальном и экономическом отношении.

 

Практическая задача образования взрослых - преодолеть разрыв между жизнью и процессами формального и дополнительного образования для взрослых.

Кроме того, взрослому нужны новые стандарты демократии, которые защитят его от агрессивных социальных машин, невротизирующих, угнетающих и эксплуатирующих его.

Взрослому также необходима идеология, в которую он верит, а не агрессивно навязанную СМИ, работодателем, силовым аппаратом, сектой.

Идеология нужна для преодоления отчуждения граждан, решения проблемы войны "всех против всех".   Взрослому для выживания нужна кооперация, а не конкуренция.  И сгладить противоречия конкуренции может идеологическое обеспечение.

Конструирование идеологического обеспечения и реализация его через педагогические системы, в том числе и через образование взрослых, является перспективным теоретическим и практическим направлением современного образования.

 


2009 год

Наука об образовании в Российской Федерации развивается в тесной связи с мировой наукой. Отмечая важные тенденции в мировой науке, можно видеть состояние и перспективы фундаментальных и прикладных наук, в том числе в области образования, в России.

Важным научным событием в мировой науке многие эксперты из Российской академии наук и Российской академии образования считают  выступление президента США Барака Обамы 27 апреля 2009 года на ежегодном собрании Американской национальной академии наук. Данным выступлением декларировано наступление новой эры в развитии США и всего мира. Это  выступление по существу определяет траектории развития экономики Соединенных Штатов Америки и всего мира. Наука становится снова приоритетным занятием, и это может  помочь научным работникам, разрабатывающим науку об образовании,  выбрать направление при определении судьбы своих исследований и экономической деятельности.

После запусков Советским Союзом первого спутника и первого космонавта руководство Соединенных Штатов и американский народ признали превосходство русской науки и русской системы образования. Для ликвидации отставания были выделены гигантские ресурсы, и Америка обогнала Советский Союз, организовав шесть экспедиций на Луну с высадкой людей. Выполнение лунной программы резко усилило позиции США в области материаловедения, понимания роли водорода в техническом прогрессе, подняло на несколько ступенек микроэлектронику, физику полупроводников, космическую навигацию и инициировало исследования во всех направлениях науки, в том числе и в образовании.

Аналогичную программу Барак Обама изложил в своем выступлении. Кроме членов академии на этом собрании присутствовало все высшее руководство США: министры, все ведущие советники Белого дома и руководители инженерной, медицинской и других академий наук Соединенных Штатов.

Барак Обама отмечает, что  «в такой трудный момент находятся те, кто говорит, что мы не можем позволить себе инвестировать в науку, что поддержка исследований — это что-то вроде роскоши в то время, когда приходится ограничивать себя лишь самым необходимым. Я категорически не согласен с этим. Сегодня наука больше, чем когда-либо раньше, нужна для нашего благосостояния, нашей безопасности, нашего здоровья, сохранения нашей окружающей среды и нашего качества жизни».

Барак Обама приводит пример из истории США, ссылаясь на то, что сама Национальная академия была создана президентом Авраамом Линкольном в трудные годы Гражданской войны. В то критическое для новой республики время Линкольн отказался признать, что выживание является единственной целью новой Америки. Он создал академию, создал сельскохозяйственные колледжи, начал строительство трансконтинентальной железной дороги. Линкольн сказал: «Мы должны подливать масло коммерческого интереса в огонь человеческого гения, чтобы открывать новые и полезные вещи».

Говоря о науке и образовании, Барак Обама отметил, что «к сожалению, мы пришли именно к отставанию в науке и образовании.

За последнюю четверть столетия доля ВВП, расходуемая на финансирование естественных наук из федерального бюджета, упала почти в два раза. Мы неоднократно позволяли отменять налоговые льготы на исследования и эксперименты, столь необходимые для развития бизнеса и его инновационной деятельности. <…>

Использование открытий, совершенных полстолетия назад, питало наше процветание и успехи нашей страны в последующие полстолетия. Решения о поддержке науки, которые я принимаю сегодня, будут питать наши успехи в течение следующих 50 лет. Только так мы добьемся, что труд нынешнего поколения станет основой прогресса и процветания в XXI столетии в глазах наших детей и внуков.

Эта работа начинается с исторического решения о поддержке всего спектра фундаментальной науки и прикладных исследований, от научных лабораторий знаменитых университетов до испытательных площадок инновационных компаний.

На основании Закона о восстановлении и реинвестировании Америки и при поддержке Конгресса моя администрация уже обеспечивает крупнейшее в американской истории вливание средств в фундаментальные исследования. Это уже свершившийся факт.

В России на науку выделяется не более двух процентов бюджета, который составляет около двадцати процентов ВВП России. Учитывая, что ВВП России в десять раз меньше ВВП США, то совершенно ясно, что российская наука в следующие пятьдесят лет не обеспечит конкурентоспособность России не только в соревновании с США, но и в соревновании, например, с Португалией.

В настоящее время ВВП США составляет $14,3 трлн, ВВП России — $1,2 трлн. Вследствие этого в США расходы государства на науку будут составлять более $400 млрд, а расходы на науку в России — $6,4 млрд, при этом некоторые представители власти еще укоряют ученых в недостаточной отдаче.

Вместе с тем,  в России к фундаментальным наукам  относятся без должного внимания. Вместе с тем, в 2009 году в России произошел коренной перелом в отношении к науке об образовании.

Так, 15 мая, Министерство образования и науки Российской Федерации при поддержке Министерства иностранных дел России, а также Полномочных представителей Российской Федерации в СНГ,  руководства Исполнительного комитета СНГ создали Комиссию по науке, куда делегировали уполномоченных представителей государств-участников СНГ, сотрудников министерств образования и науки, а также государственных аттестационных комиссий.

Определены цели и задачи данной комиссии -  содействие созданию условий и механизмов формирования единого (общего) образовательного пространства государств – участников СНГ на основе:

  • сотрудничества в области подготовки и аттестации  кадров высшей квалификации;
  • согласования требований, предъявляемых к соискателям ученых степеней и их научным публикациям;
  • совместного и согласованного развития науки об образовании;
  • взаимного признания дипломов кандидатов и докторов наук.

Основные задачи:

  • формирование нормативной правовой базы сотрудничества в области подготовки и аттестации  кадров высшей квалификации, осуществление совместных и согласованных исследований в области образования;
  • научно-методическое обеспечение сотрудничества в области подготовки и аттестации  кадров высшей квалификации, осуществление совместных и согласованных исследований в области образования;
  • организационно-управленческое и финансовое обеспечение сотрудничества в области подготовки и аттестации кадров высшей квалификации, совместных и согласованных исследований в области образования.

Финансирование совместных мероприятий работы Комиссии по науке  осуществляется заинтересованными государствами – участниками СНГ по договоренности в рамках финансовых средств, ежегодно предусматриваемых в национальных бюджетах на соответствующие цели.

Поэтапная работа Комиссии по науке  предусматривает:

  • создание  системы сотрудничества в области  подготовки и аттестации кадров высшей квалификации, совместных и согласованных исследований в области образования  в государствах – участниках СНГ;
  • расширение взаимодействия государств – участников СНГ в сфере подготовки и аттестации кадров высшей квалификации, совместных и согласованных исследований в области образования;
  • взаимное признание государствами-участниками СНГ дипломов кандидатов и докторов наук.

Другим важным событием в изменении отношения к науке об образовании в России со стороны Правительства Российской Федерации является подготовка и утверждение вместе с другими правительствами государств-участников СНГ Плана мероприятий по реализации Концепции по развитию образования взрослых в государствах-участниках СНГ.

Председатель Правительства России В.В. Путин вместе и другими главами правительств государств-участников СНГ впервые в истории образования придал официальный статус образованию взрослых, выдвинув его на первый план в общем плане мероприятий по формированию единого образовательного пространства в СНГ, а также сотрудничеству в области науки и гуманитарной сферы.

Институт образования взрослых Петровской академии наук и искусств  разработал теоретические основы непрерывного образования, методологию комплексного исследования сферы образования взрослых, теоретические основы законодательства и  социально-экономических функций образования взрослых.

Институт теоретически обобщил результаты исследований социально-педагогических проблем образования безработных и инвалидов как социально незащищенных групп взрослого населения. Учеными института раскрыты особенности структуры систем образования безработных и инвалидов на современном этапе их развития, выявлена специфика функций и целей образования, рассматриваемого в качестве средства социализации личности, социальной и профессиональной реабилитации безработных и инвалидов.

Институт проводил  исследования в регионах России,  разрабатывал вопросы специфики обучения малых народов Севера, этнических групп Кавказа и Центральной Европы.  Учеными института разработаны вопросы  этнического просвещения для ряда регионов России, рассмотрены проблемы становления новых институтов образования взрослых и опыт нетрадиционных форм обучения рабочих, служащих и специалистов.

Учеными института впервые в педагогической теории рассмотрено новое направление – системное управление образованием взрослых, раскрыта его теоретическая и методологическая сущность, предложена концепция системного управления, где управление выступает как система, процесс и результат.

Институт проводил исследовательскую работу по проблеме политики в области образования взрослых. Учеными института всесторонне рассмотрено понятие образовательной политики, предложена модель ее анализа, уточнены основные тенденции политики применительно к образованию взрослых.

В институте обобщен опыт концептуальной разработки вопросов теории и  практики, связанных с правовым обеспечением эффективности образования взрослых. Охарактеризован комплекс современных проблем его развития, требующих законодательного решения. Ученые института раскрыли специфику образования взрослых как составной части современной системы образования, выработали рекомендации по формированию законодательства, способствующего более полной реализации его потенциальных возможностей.

В институте проводились исследования социологических проблем образования взрослых. Ученые института разработали вопросы роли образования в социализации взрослых на различных этапах их жизнедеятельности.  

Учеными института рассмотрен вопрос о ценностных ориентациях субъектов образовательного процесса, среди которых выделены социально-политические, интеллектуальные ценности образования, на развитие которых призван ориентироваться педагогический процесс, нравственные ценности образования и ценности профессиональной деятельности.

Выявить универсальный аксиологический смысл образования на протяжении всей жизни позволило его рассмотрение как атрибута человеческой цивилизации, как извечного свойства социальной формы движения материи. Значение образования определяется тем, что оно помогает взрослому войти в мир культуры и социальных отношений, реализовывать заключенные в его природе предпосылки к преобразованию окружающей действительности. Показано, что образование взрослых способствует реализации природы человека, и этом его смысл и социальная ценность.

Наиболее значимым результатом работы института выступает разработка теории и методологии формирования единого образовательного пространства  СНГ.

Учеными ИОВ ПАНИ научно обоснованы принципы образования взрослых, определена  цель  по созданию условий и механизмов формирования единого (общего) образовательного пространства государств-участников СНГ на основе образования взрослых и просветительской деятельности.

Полученные научные результаты реализованы в государственной политике Российской Федерации и других государств-участников СНГ в области образования взрослых и использованы в нормативных законодательных актах.  Это значительный успех академического института отраслевой академии наук, результаты научной работы которого напрямую используются в нормативной законодательной базе России в сфере образования взрослых.

Важным результатом работы института выступает разработка комплексного  педагогического, психологического и медицинского подхода к медицинскому просвещению взрослых, страдающих сочетанной патологией, так называемых «проблемных больных». Разработан новый понятийный аппарат, позволяющий объединить через просветительскую деятельность усилия педагогов, воспитателей, психологов, руководителей и ученых отечественной медицины в направлении повышения эффективности формирования здорового образа жизни граждан.

Результаты комплексных педагогических, психологических и медицинских исследований, показали, что основным реальным и доступным способом улучшения качества и увеличения продолжительности активной жизни, а также профилактики преждевременного старения, является интегрированное педагогическое, психологическое и медицинское  воздействие на взрослого.  

В результате работы института был разработан интегрированный педагогический, психологический и медицинский подход к просвещению  взрослых.   

Перспективные фундаментальные исследования института направлены на разработку педагогических проблем образования и просвещения взрослого населения, а также пенсионеров и пожилых людей, лиц, нуждающихся в особых условиях получения образования и социальной защиты. 

Актуальным направлением исследований остается разработка теоретических и практических проблем создания единого образовательного пространства СНГ, а также теоретических и практических проблем интеграции в образовательное пространство ЕврАзЭС, ШОС, Евросоюза.   

Темы перспективных  научно-исследовательских работ ИОВ ПАНИ:

  1. Нравственное развитие взрослого человека в процессе непрерывного образования;
  2. Научно-методическое обеспечение формирования единого  образовательного пространства СНГ;
  3. Медицинское просвещение в системе образования взрослых;
  4. Экономическое образование взрослых в процессе модернизации профессионального образования;
  5. Развитие профессионально-технического образования в процессе модернизации предприятий реального сектора экономики.

Перспективной проблемой,  представляющей научный интерес, выступает исследование  педагогических возможностей реализации правового,  социально-экономического  потенциала личности через образование взрослых и просветительскую деятельность. 

Ученые института планируют научную разработку целого комплекса проблем и вопросов образования взрослых, вызванного последствиями мирового финансового кризиса и угрозами  XXI века. 

Перспективным и актуальным направлением фундаментальный исследований ИОВ ПАНИ нами считаются исследования в области интеграции  наук об образовании и медицинских наук, а также технических наук, юридических, психологических и экономических наук. Для этого институт осуществляет межотраслевые  фундаментальные исследования на внебюджетной основе.

По поручению Совета по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ  институт на внебюджетной основе разрабатывает следующие темы:

  • развитие договорно-правовой базы по вопросам подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавателей вузов;
  • подготовка и проведение творческих конкурсов и олимпиад для молодежи по программированию и владению информационно-коммуникативными технологиями;
  • разработка единых методических рекомендаций по созданию учебных материалов в электронном виде;
  • разработка рекомендаций по развитию дистанционных образовательных технологий;
  • разработка рекомендаций по научно-этической оценке учебных и просветительских материалов в электронном виде;
  • совершенствование средств и методов информационных образовательных технологий, разработка информационного и  программного обеспечения информальной образовательной среды.

Представляет научный интерес, полученный институтом опыт, накопленный  в результате совместной работы с Северо-Западным государственным заочным техническим университетом.    Совместная научная и образовательная работа института и университета активно поддерживается ректором университета А.А. Кондратьевым.  В ходе данной разрабатывается  современный подход к безотрывному обучению кадров предприятий реального сектора экономики. 

В условиях конкуренции и рыночной экономики непрерывный характер производства требует непрерывности в подготовке, повышении и переподготовке взрослых, занятых в реальном секторе экономики без отрыва от производства.  В этой связи становится актуальным разработка и экспериментальная проверка эффективности концепции развития профессионально-технического образования взрослых на основе дополнительного образования работников предприятий без отрыва от производства.

Остаются не достаточно разработанными вопросы обеспечения профессиональной адаптации рабочей силы в условиях мирового финансового кризиса, спада экономики, инфляции, непрерывного роста цен, возрастания сложности и напряженности труда работников в частном и государственном секторах экономики.

Таким образом, направления научных исследований, осуществляемых и планируемых институтом, являются актуальными  и перспективными.

В заключении следует отметить, что институт активно сотрудничает  с Министерством образования и науки России.

Институт развивает исследования в области образования взрослых как комплексное научное направление педагогической науки, обеспечивает внедрение результатов фундаментальных исследований в реальный сектор экономики страны.

Работа по увязке направлений   фундаментальных исследований ИОВ ПАНИ и планов и интересов Правительства России в области образования взрослых  выступает важным условием дальнейшего развития науки об образовании взрослых и  перспектив деятельности института.

Итоги деятельности ИОВ ПАНИ в целом находятся в русле важнейших направлений деятельности государств-участников СНГ.