Положение о
Центре содействия экономическому и гуманитарному развитию

 

  1. Решением директора Института социальных технологий Международной академии социальных технологий от 01 января 2015 года создано независимое сетевое подразделение института "Центр содействия экономическому и гуманитарному развитию".
  2. Деятельность Центра регулируется международным правом и частными соглашениями.
  3. Центр осуществляет деятельность по реализации проектов экономического и гуманитарного развития. 
  4. Центр разрабатывает на основе частного заказа проекты решений и  нормативных актов для субъектов экономической и гуманитраной деятельности.
  5. Директором Центра является Хоперский Сергей Васильевич, который  разрабатывает и утверждает регламент работы Центра, организует документооборот Центра и кадровое обеспечение, осуществляет взаимодействие Центра и заинтересованных орагнизаций и частных лиц.

Директор  Института социальных технологий
Международной академии социальных технологий
академик Котов В.В.


Информация от Центра содействия экономическому и гуманитарному развитию

 

Хоперский Сергей Васильевич
 
Директор Центра содействия экономическому и гуманитарному развитию Института социальных технологий Международной академии социальных технологий
Академик Международной академии социальных технологий
 
http://iovpani.spb.ru
 
Концептуальные вопросы привлечения иностранных инвестиций в Проект создания Международного морского порта «Печенга» (Проект ММПП).
 
В силу особенностей хозяйственного освоения арктических территорий и складывающейся на ближайший временной период ситуации в регионе, осуществление Проекта ММПП будет иметь достаточно серьезную специфику для привлечения иностранных инвестиций.
Эта специфика продиктована двумя главными обстоятельствами:
1. Неразрывной связью с другим глобальным проектом - Проектом Северного морского пути (Проектом СМП). Проектом огромной финансовой и технологической сложности и емкости, к тому же еще и серьезно политизированном в международном и региональном измерениях.
2. Значительной сложностью работы с проектом для местных властей, в связи с:
- неизбежной перестройкой хозяйственной деятельности территории и сопредельных регионов, 
- необходимостью привлечения к проекту значительных финансовых и людских ресурсов, 
- трудностями их рационального использования. 
Эти сложности усугубляется еще и специфическими климатическими  природными условиями территории, уязвимостью его экологии и запущенностью инфраструктуры.
Более того, за последние 10 лет возникло значительное число проектов «двойников» ММПП:
Проект угольной и нефтегавани в бухте «Лавна» г. Мурманск, 
Проект нефтеналивного и насыпного порта «ООО Приморский» в г. Линахамари, Печенгский район , 
Проект реконструкции порта в г. Беломорске под перевалку угля и нефти,
Аналогичный проект многоцелевого порта в г. Кандалакше,
И наконец, международный проект реконструкции порта в г. Киркенес, Норвегия. 
Часть этих проектов лоббируется местной Мурманской администрацией, часть чиновниками Минтранса, часть менеджерами среднего уровня «Роснефти». В разное время, отдельные из элементов этих проектов, в частности,  строительство ж/дороги с мостом от Лавны до ст. Выходной, прошли  госэкспертизу и экспертизу инвестиционного проекта (в данном случае ОАО «Кузбассразрезуголь»). 
Аналогично под такой проект происходила трансформация ООО РК «Рыбный порт в Линахамари»  в проект строительства нефтеналивного (18 млн. тонн) и насыпного (4 млн. тонн) порта в г. Линахамари, где сейчас проводится экологическая экспертиза проекта.
Но проблематика этих проектов целиком вся сосредоточена в необходимом уровне государственных субсидий, льгот и вложений, которые очень трудно гарантировать в условиях кризисного развития РФ.
Проблема инвестирования в ММПП также вытекает из описанной выше специфики и требует инновационных подходов. Прежде всего, в рациональном формулировании задач создания хозяйственных единиц/собственно проектов:
 
1. Инновационный подход  должен обеспечить, прежде всего,  снижение нагрузки от проекта на центральный и местный бюджеты и перенос ее на сопутствующие или частичные проекты с достаточно высокой ликвидностью для любого инвестора. Эта работа есть главная задача инвестиционного проектирования и организационной работы ООО ММПП.
2. При выборе потенциальных инвесторов необходимо ориентироваться на неизбежное разделение Проекта ММПП на крупные самостоятельные подпроекты со своей эффективной экономикой:
a. Подпроекты, связанные с Проектом СМП в целом (1й –Портовый Кластер),
i. Портовая площадка и причал под «северный завоз»,
ii. То же для нужд нефтегазодобывающих компаний,
iii. Наливной порт,
iv. Контейнерный терминал,
v. Другие специализированные портовые площадки.
 
b. П\п., связанные с развитием территории и сопредельных регионов и их хозяйственной переориентацией. В первую очередь – это проекты логистические (2й Кластер):
i. П/проекты создания логистического ореола порта из складских и производственных хранилищ, наливных емкостей, системы предпортовой и предпродажной обработки грузов, их учета, идентификации и оформления (возможно разделенный для разных групп грузополучателей/грузоотправителей и видов товаров;
ii. П/проекты изменения и реконструкции транспортной инфраструктуры региона (автодорожная, железнодорожная инфраструктуры, Аэропорт «Корзуново»), включая сегменты организации отдыха и транзита людей + грузов на территории сегмента СМП и в сопредельные зоны;
iii. П/проекты инфраструктуры переработки части грузов в припортовой зоне (нефтепереработка для нужд региона, бункеровки и строительной отрасли, производство строительных материалов и оснастки для нужд региона – продукты Промзоны – см.) – соответствующая логистика для их доставки, хранения и операций на территории  собственно порта.
c. П/проекты энергетической инфраструктуры (3й Кластер):
i. Дополнительные подстанции и сетевое хозяйство;
ii. Источники резервного и автономного энергопитания инфраструктуры;
iii. Сети снабжения города-спутника порта и микро-поселений при инфраструктуре;
iv. Ветроэнергетическое поле.
d. П/проекты, связанные со строительством города-спутника порта (37 тыс. чел.) и реконструкцией других поселений региона (4й кластер - Город):
i. Городское строительство,
ii. Коммунальная инфраструктура,
iii. Специальные очистные сооружения, системы замкнутого и автономного циклов обеспечения инфраструктуры.
e. Гуманитарные, природоохранные и природо-пользовательские проекты (5й кластер):
i. Агропромышленный комплекс,
ii. Комплекс переработки морских ресурсов,
iii. Туристическо - развлекательный комплекс,
iv. Комплекс использования исторических и природных достопримечательностей и памятников культуры(эко и экстремальный туризм, паломничество и специальные комплексы взаимодействия человек-природа Арктики).
v. Комплекс-полигон для подготовки специалистов МЧС и волонтеров для проведения спасательно-эвакуационных работ в арктических условиях.
vi. Комплекс специальной, в том числе дистанционной, медицины и заочного мониторинга здоровья жителей города, района и работников объектов.
vii. Комплексный научный, научно-прикладной и учебный центр Арктический Институт и Колледж Печенга
f. Самостоятельные проекты, связанные с возникновением промышленной зоны в порту Печенга и доступом к ресурсам региона (6й - Промышленный Кластер):
i. Предприятия стройиндустрии (завод строительных конструкций, завод строительных смесей, завод-площадка специальных покрытий, завод специальных изоляционных материалов(базальт, углерод и др.) завод специальных пленок, завод композитных труб);
ii. Предприятия нефте-газопереработки с хранилищами и инфраструктурой налива и бункеровки,
iii. Химпредприятия
iv. Судоремонтный завод
v. Завод крупных металлоконструкций (резервуары, вышки, металлические опоры, перекрытия)
vi. Электромеханический ремонтный завод/завод нестандартного оборудования (светотехника, подъемно-транспортное оборудование, насосы, котлы, нагреватели и др.)
g. Кластер связи, телекоммуникаций и IТ-технологий (7-й Кластер):
 
3. Применение т.н. Кластерного подхода к созданию комплекса «Международного морского порта Печенга»
 
 
Кластерный подход позволяет заранее разделить Мегапроект ММПП и его ореол Проектов ММПП + на несколько Кластеров, делящихся в свою очередь на отдельные самостоятельные проекты и группы проектов, и рассматривать их как совокупность самостоятельных инвестиционных проектов, служащих друг для друга мультипликатором роста эффективности. При этом Кластерный подход позволяет легко создавать внутри Мегапроекта координационные звенья, привлекающие инвесторов отдельные проекты или группы проектов.
 
Варианты группировки проектов и хозяйственных структур для привлечения инвесторов:
 
1- й ВАРИАНТ – Реорганизация ООО ММПП в ОАО Публичную акционерную компанию по управлению проектами и Агентство по развитию территории (частно - государственную хозяйствующую структуру).
Внутри новой  двуединой структуры есть возможность в равной степени организационно совмещать интересы инвестора и региона, а также на возвратной основе концентрировать ресурсы региона в те части общего проекта, которые дадут инновационный эффект развития территории в целом. 
 
В такой постановке задачи Кластеры могут быть при необходимости формализованы как отдельные хозяйствующие субъекты. Тогда каждый проект в отдельности или группа проектов может быть подан как самостоятельный объект инвестирования для иностранного или национального финансового/фондового или прямого/отраслевого инвестора.
Соответственно, эта схема позволяет удачно работать с определенными видами инвесторов и брать ММПП (как и региону через АРТ) на себя определенные финансовые и иные обязательства, диктуемые инвестором/инвесторами.
 
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ по ВАРИАНТУ №1:
 
А. КОМПАНИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПРОЕКТАМИ (КУП) ММПП с получением прямого выхода на национальный и международный финансовый рынок и, привлекая на нем свободные ресурсы разных (в том числе и мелких) финансовых инвесторов, сможет самостоятельно снижать риски управляемого ею проекта/проектов. 
Капитализируя в себе инвестиции по созданию комбинированных активов: систем управления, связи, IT и телекоммуникаций, общих гуманитарно ориентированных, ресурсосберегающих  и природоохранных активов, - она получает дополнительные финансовые и организационные ресурсы для участия в соинвестировании отдельных внутренних и внешних проектов. 
В такой постановке вопроса становятся возможными схемы снижения рисков внешних инвесторов (через долевое участие инициатора в пропорциях 30/70, 20/80, 15/85 – в зависимости от оценки рисков инвесторами и страховыми компаниями).
Первыми действиями КУП должны быть:
реорганизация.
фиксация и оценка активов,
регистрация в качестве субъекта рынка ценных бумаг,
поиск банка-партнера и партнеров по проекту в стране и регионе,
выпуск первой эмиссии обязательств,
поиск способов увеличения активов (например, начало софинансирования малорисковых проектов в регионе: энергетика, IT, природоохрана и природопользование, агрокомплексы, инфраструктура общего пользования и др.),
привлечение инвесторов в основные проекты - составляющие большого Проекта,
выпуск второй эмиссии обязательств компании,
работа на фондовых площадках.
Весь перечень этих внешне незначительных действий будет восприниматься как старт мощной PR-компании, и одновременно как очень серьезный подход-заявка на успех проекта в трудной внешней среде.
 
Конкретные действия по этой схеме могут дать концентрацию первых активов и соответственно средств для начала работ по объектам/проектам, не дожидаясь прихода стратегического и «кластерных» инвесторов. 
Для того, чтобы выпуски ценных бумаг не выглядели как откровенная пирамида, необходимо сразу же начать их наполнять легко создаваемыми активами, правами на землю и природопользование, нулевыми циклами работ и проектной документацией, экспертизами и разрешениями, IT и телекоммуникационными составляющими, логистическими элементами.
 
Б. АГЕНТСТВО ПО РАЗВИТИЮ ТЕРРИТОРИИ (АРТ) «ПЕЧЕНГА –АРКТИЧЕСКИЕ ВОРОТА» как совместное с местной властью специализированное инвестиционно-консалтинговое предприятие,  как элемент и одновременно результат работы ООО ММПП на данном этапе даст сигнал потенциальному инвестору/инвесторам, что именно ПРОЕКТ ПЕЧЕНГА является тем портовым проектом региона, который однозначно поддерживается государством. Более того центральная и региональная власть активно работает над этим проектом, вкладывая в него небольшие собственные средства, которые со временем будут наращиваться.
Функции агентства:
1. Документальное обоснование экономической целесообразности и эффективности развития региона через создание крупного промышленно логистического центра;
2. Привлечение к этому процессу (п.1) инвестиций и гуманитарных ресурсов региона и сопредельных территорий;
3. Подготовка и проведение полного цикла всех необходимых экспертиз и получение разрешений на строительство, природопользование, подключение энергетических и коммунальных объектов к существующим сетям, на расширение сетевых возможностей до нужных пределов;
4. Привлечение к интеллектуальной деятельности по проектированию  и строительству Комплекса порта и города авторитетных отечественных и зарубежных специалистов в сфере освоения Арктики и сохранения там природной среды.
5. Организация инвестиционных «роуд-шоу»
6. Проведение целенаправленной активной PR-кампании по продвижению проекта.
 
В дальнейшем, с развитием Проекта ООО ММПП, агентство может развиваться в отдельную крупную региональную консалтинговую и финансовую компанию, выходящую за рамки Проекта с накопленными связями и  ресурсами. 
 
2- й ВАРИАНТ – Реорганизация  ООО ММПП в компанию –генерального подрядчика строительства Порта и Города Печенга с правами долевого участия в построенных объектах/портовых единицах и предприятиях.
Этот вариант ближе всего к финансовой схеме и состоянию проекта ММПП на сегодняшний день и представляет из себя простую и легко управляемую схему для двух партнеров - соинвесторов в проект в целом: Государства РФ и крупного внешнего инвестора в строительство и эксплуатацию. Причем, требований к крупному соинвестору практически никаких нет, кроме необходимых объемов средств и минимальной политизации проекта.
В таком подходе практически теряются интересы региона, как несопоставимые с интересами двух мега-инвесторов и инновационный подход к проекту и отдельным его составляющим может быть существенно снижен в угоду экономической и политической целесообразности. 
 
Регион можно заинтересовать подключением в проект излишков свободных человеческих и материальных ресурсов, увеличением налоговой базы и развитием связанных социальных проектов.
Для координации этой деятельности внутри Генерального заказчика необходимо будет организовывать внутреннюю структуру работы с регионом, что равносильно созданию АРТ, но только за средства заказчика. Это подразделение должно будет решать задачи АРТ (см. выше) и, кроме того, заниматься откровенной лоббистской деятельностью и PR-войнами на территории. И для этого обладать необходимыми средствами и персоналом. В отличие от варианта №2 эти возможности и ресурсы не капитализируемы. 
 
3- й ВАРИАНТ – Создание с участием ООО ММПП 5-7и Консорциумов по строительству и управлению перечисленными выше Кластерами. 
Фактически этот вариант является гибридным между 1-м и 2-м вариантом, но без формализации собственного капитала ММПП и специального субъекта – Агентства по развитию. 
 
В то же время семейство отдельных кластеров – Консорциумов или Проектов координируемых через участие в них ООО ММПП позволяет привлекать в проекты/Кластеры как прямые иностранные и отечественные инвестиции, так и фондовые финансовые.